Тема: «Развитие творческих способностей у детей через музыкально — дидактические игры».
Музыкально — дидактическая игра — это игра, целью которой является развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:
— одна из них — обучающая, которую преследует взрослый,
— другая — игровая, ради которой действует ребенок.
Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:
— формировать у детей музыкальные способности,
— в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте,
— развить чувство ритма, тембровый и динамический слух,
— побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.
Музыкально-дидактические игры развивают музыкально-сенсорное восприятие:
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
5. Развитие ладового чувства
Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:
-пением
-музыкально — ритмическими движениями
— игрой на детских музыкальных инструментах
Песни звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает свою мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.
Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться». Музыкально — дидактическая игра: «Чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости. Для детей более старшего возраста, используются игры: «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец -марш», «Найди нужную картинку», «Сложи песенку».
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.
Игры «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.
Музыкально — дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.
В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.
Как показала практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
МУЗЫКАЛЬНО — ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ: