Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально — практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда группы является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно — развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной образовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.
В группах создана предметно-пространственная развивающая среда, отвечающая возрастным и психологическим особенностям воспитанников. Помещения групп оборудовано игровыми зонами, отражающими многообразие окружающего мира и развивающими сенсорные способности детей, размещены исследовательские лаборатории для занятий дошкольников экспериментальной деятельностью. Реализации приоритетного направления развития детей ДОУ по физическому развитию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий способствуют двигательные центры, включающие в себя нетрадиционное физкультурное оборудование: массажные коврики, дорожки здоровья, индивидуальные шипованные коврики для профилактики плоскостопия, шаробросы, коррекционные косички.
Образовательная среда ориентирована на индивидуальные интересы и потребности детей и изменяется вслед за изменениями их интересов и потребностей в развитии. Эти изменения не означают отказа от формирования целостной системы знаний, умений и навыков воспитанников, они направлены на максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию самостоятельности и активности детей, как в учебной, так и во вне учебной деятельности.
При создании предметной развивающей среды педагогия руководствовались следующими принципами:
- полифункциональности среды: предметная развивающая среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле многофункциональна.
- трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – компоненты развивающей среды подвержены изменениям, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
- вариативности, в процессе года мы меняем не только содержание компонентов той или иной зоны, но и формируем новые зоны.
Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.
Предметно развивающая среда групп: – способствует своевременному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.; – ее содержание построено в соответствии с основными элементами социальной культуры; – ее основные объекты включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.); –организована в соответствии с основными принципами –дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости закрытости, стабильности динамичности, комплексирования и гибкого зонирования; – учитывает индивидуальные социально психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов); – учитывает особенности эмоционально личностного развития ребенка и предполагает, «зоны отдыха» , информационные доски, «Мы все уникальны и талантливы», «Добрые дела», дидактические игры, и др.; – учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора; – учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Предметно-развивающая среда групп создана с учетом доступности, открытости каждому воспитаннику. Детям обеспечен выбор и доступность различных предметов, материалов, игр в самостоятельной деятельности. Каждый ребенок может заниматься своим любимым делом.
Принцип интеграции образовательных областей позволяет использовать материалы и оборудование из одной области в ходе реализации задач другой области. Наполняемость предметно-развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, учитывает возрастные возможности и особенности воспитанников, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
В группах выделены зоны (центры):
— центр сюжетно-ролевых игр;
— центр для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми;
— учебная зона;
— центр сенсорного развития;
— центр физического развития;
— центр « Здравствуй, книжка»;
— центр « Мы познаем мир»;
— центр речевого развития;
— центр « ПДД»;
— центр изобразительной деятельности;
— центр музыкально- театрализованной деятельности;
— центр труда;
— центр экспериментирования;
— центр сохранения здоровья ребенка;
— центр интеллектуального развития;
— мини-музей.
На игровых площадках созданы объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и педагогов по следующим направлениям:
Оздоровительное, познавательное, эстетически игровое:
• Дорожка здоровья
• Цветники
• Лесная полянка
• Участок для привлечения птиц ( кормушки, домики)
• Художественно-эстетическая площадка « Разноцветная палитра»
• Огород ( сюжетный овощной)
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Предметно – развивающая среда группы учитывает все направления развития ребенка. Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей, в условиях созданной педагогами группы предметно – развивающей среды (со сверстниками и индивидуально). Соответствует ФГОС ДО и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.
Создавая предметно-развивающую среду, мы постарались сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечивает содержательное общение педагога и ребенка.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
В детском саду обеспечено наличие компьютерных средств, доступа к интернету, дополнительной оргтехники, что способствует наилучшей организации методического процесса, информационного оснащения и технической поддержки работы персонала детского сада. детский сад укомплектован современными информационно-техническим оборудованием, имеются:
компьютеры в полной комплектации (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер) с выходом в интернет — 1 шт.;
мультимедиа-проекторы — 1 шт.;
многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) — 1 шт.;
музыкальные центры — 1 шт.;
Сведения о наличии библиотек:
Библиотеки в организации НЕТ, но в групповой комнате организована книжная зона, оснащенная художественными произведениями в соответствии ОП ДО МКДОУ детского сада № 38
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицам с ОВЗ имеют только в рамках совместной работы педагога с детьми. Специально оборудованного компьютерного класса нет.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещения, приспособления для туалета/душа, кровати, матрасы специализированного назначения в дошкольной образовательной организации отсутствуют. На входах в здание имеются ограниченные желтые полоски и тактильные плитки.
Полезные ссылки:
Если Вы хотите почитать Вам сюда: Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. https://lukoshko.net/
Если Вы хотите вместе послушать аудиосказки Вам сюда: https://deti-online.com/audioskazki/
Если Вы хотите порисовать Вам сюда: https://ped-kopilka.ru/
«Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста. http://www.kindereducation.com/
Этот сайт- для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык. http://doshkolnik.ru/
Если Вы хотите приготовить что — то вкусненькое вместе с детьми Вам сюда: https://tvoirecepty.ru/gotovim-s-detmi
Международный образовательный портал «МААМ.RU»: https://www.maam.ru/
Социальная сеть работников образования:https://nsportal.ru/